Качество жизни детей младшего школьного возраста в зависимости от формата обучения и двигательной активности

DOI: https://doi.org/10.29296/25877305-2023-09-14
Номер журнала: 
9
Год издания: 
2023

А.А. Лебеденко(1), доктор медицинских наук, профессор,
И.Б. Ершова(2), доктор медицинских наук, профессор,
А.М. Левчин(1), кандидат медицинских наук,
А.Г. Роговцова(2),
1-Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России
2-Луганский государственный медицинский университет
им. Святителя Луки, Луганская Народная Республика, Луганск
E-mail: alena.stetsenko.2020@mail.ru

Цель. Изучить влияние длительности дистанционного обучения на качество жизни (КЖ) школьников младших классов. Материал и методы. Проведено открытое когортное проспективное исследование школьников младших классов и их родителей с использованием международного опросника Pediatric Quality of Life Inventory PedsQL 4.0ТМ. В основную группу вошли 182 ребенка (и их родители), обучающиеся в дистанционном формате в течение 6 мес (Луганск). Группу сравнения составили 234 ученика начальных классов (и их родители), обучающиеся в дистанционном формате в течение 2 мес (Ростов-на-Дону). Результаты. Анализ результатов показал, что первое ранговое место по дискомфорту и наибольшему снижению показателей КЖ в основной группе занимает шкала физического функционирования (дистанционное обучение в течение 6 мес). Второе ранговое место – школьное функционирование, уровень которого в основной группе снизился на 16,27 балла по сравнению с исходным уровнем. Третье ранговое место – социальное функционирование младших школьников, показатели которого в основной группе оказались ниже первоначальных на 18,49 балла. Заключение. Пролонгированное обучение детей младших классов в дистанционном формате влияет на все аспекты КЖ. Наибольшее снижение показателей КЖ у младших школьников во время формирования основных навыков обучения наблюдается в области физического, школьного и социального функционирования. Оценка КЖ родителями и младшими школьниками отличается.

Ключевые слова: 
дети
качество жизни
дистанционное обучение
двигательная активность
младший школьный возраст.

Для цитирования
Лебеденко А.А., Ершова И.Б., Левчин А.М. и др. Качество жизни детей младшего школьного возраста в зависимости от формата обучения и двигательной активности . Врач, 2023; (9): 71-75 https://doi.org/10.29296/25877305-2023-09-14


Список литературы: 
  1. Калинина О.А., Фоменко Е.А. Дистанционное обучение как компонент системы современного образования. Молодой ученый. Проблемы и перспективы развития образования: материалы XII Междунар. науч. конф. Краснодар: Новация, 2020; с. 1–5 [Kalinina O.A., Fomenko E.A. Distantsionnoe obuchenie kak komponent sistemy sovremennogo obrazovaniya. Molodoi uchenyi. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy XII Mezhdunar. nauch. konf. Krasnodar: Novatsiya, 2020; рр. 1–5 (in Russ.)].
  2. Gribkova O.V., Shchetinina N.N., Kabkova E.P., et al. The problem of distance learning in modern Russian education (theory and practice). Eurasian Journal of Biosciences. 2020; 14 (2): 4297–303.
  3. Стаселович Г.А. Дистанционное образование в начальной школе: проблемы и возможности. Калининградский вестник образования. 2020; 4 (8): 55–64 [Staselovich G.A. Distance-leading in the primary school: problems and perspective. Kaliningrad regional institute of education development. 2020; 4 (8): 55–64 (in Russ.)].
  4. Nekhorosheva E., Alekseycheva E., Kravchenko A. Quality of life and everyday mobility of schoolchildren: what choice do Moscow parents make? SHS Web Conf. 2021; 98: 02002. DOI: 10.1051/shsconf/20219802002
  5. Базаева А.А. Андреева Е.Е. Влияние дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние учащихся. Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2020; 4: 8–17 [Bazaeva A.A. Andreeva E.E. Influence of distance learning on students psychoemotional state. Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University. 2020; 4: 8–17 (in Russ.)].
  6. Казакова Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение дистанционного образования учащихся. Начальное образование. 2017; 5 (1): 25–8 [Kazakova T.Y. Psychological and pedagogical support of distance education. Primary education. 2017; 5 (1): 25–8 (in Russ.)]. DOI: 10.12737/24459
  7. Богданова Д.И. Влияние дистанционного обучения на успеваемость школьников. Молодой ученый. 2021; 3 (345): 38–40 [Bogdanova D.I. Vliyanie distantsionnogo obucheniya na uspevaemost' shkol'nikov. Molodoi uchenyi. 2021; 3 (345): 38–40 (in Russ.)].
  8. Мамедова Л.В., Никифорова В.В. Влияние дистанционного обучения на формирование личностных качеств младших школьников. Современное педагогическое образование. 2020; 10: 100–4 [Mamedova L.V., Nikiforova V.V. Influence of distance learning on the formation of personal qualities of younger school children. Modern pedagogical education. 2020; 10: 100–4 (in Russ.)].
  9. Винярская И.В., Терлецкая Р.Н. Оценка качества жизни детей-инвалидов с помощью инструмента Health Utilities Index: мировой опыт. Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. 2020; 99 (4): 224–8 [Vinyarskaya I.V., Terletskaya R.N. Assessing the quality of life of disabled children with Health Utilities Index: world experience. Pediatrics n.a. G.N. Speransky. 2020; 99 (4): 224–8 (in Russ.)]. DOI: 10.24110/0031-403X-2020-99-4-224-228
  10. Винярская И.В., Терлецкая Р.Н., Черников В.В. и др. Новые подходы к оценке нарушения функционирования у детей-инвалидов с позиции качества жизни. Российский педиатрический журнал. 2019; 22 (3): 176–81 [Vinyarskaya I.V., Terletskaya R.N., Chernikov V.V. et al. Modern approaches to the assessment of the disorder of functioning in disabled children in terms of the quality of life. Russian Pediatric Journal. 2019; 22 (3): 176–81 (in Russ.)]. DOI: 10.18821/1560-9561-2019-22-3-176-181
  11. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Изучение качества жизни в медицине и педиатрии. Вопросы современной педиатрии. 2005; 4 (2): 7–12 [Baranov A.A., Albitsky V.Yu., Vinyarskaya I.V. Stady of the quality of life in medicine and pediatrics. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2005; 4 (2): 7–12 (in Russ.)].
  12. Varni J.W., Seid M., Knight T.S. et al. The Pedsql 4.0 Generic core Scales: sensitivity, responsiveness, and impact on clinical decision – making. J Behav Med. 2010; 25 (2): 175–93. DOI: 10.1023/a:1014836921812
  13. Пеняева С.М. Влияние физических нагрузок на умственную деятельность. Научное обозрение. Педагогические науки. 2019; 2 (1): 12–6 [Penyaeva S.M. The influence of physical activity on mental activity. Scientific Review. Pedagogical sciences. 2019; 2 (1): 12–6 (in Russ.)].
  14. Гордеев К.С., Жидков А.А., Ермолаева Е.Л. и др. Сочетание умственной и физической нагрузки в обучении. Современные научные исследования и инновации. 2021; 12 (128): 31 [Gordeev K.S., Zhidkov A.A., Ermolaeva E.L. i dr. Sochetanie umstvennoi i fizicheskoi nagruzki v obuchenii. Modern scientific researches and innovations. 2021; 12 (128): 31 (in Russ.)]